Росреестр

Статистические показатели

деятельности Управления Росреестра по Санкт-Петербургу

в учетно-регистрационной сфере за 2017 год

В 2017 году в Санкт-Петербурге принято 1 059 805 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе 8 771 заявление о проведении единой учетно-регистрационной процедуры (проведение учетно-регистрационных действий в рамках единой процедуры предусмотрено для некоторых объектов недвижимости Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в силу с 1 января 2017 года).

Общее количество выданных в 2017 году  выписок, справок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), копий документов, уведомлений об отсутствии сведений, решений об отказе в предоставлении сведений – 584 796.

Общее количество зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав, сделок в Санкт-Петербурге по итогам 2017 года составило 693 730, что на 21% выше аналогичного показателя 2016 года (573 054).

Увеличилось на 9,5% общее количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве (62 959) в сравнении с 2016 годом (57 518). Кроме того в течение 2017 года зарегистрировано 9 111 договоров об уступке прав требования иным лицам по договорам участия в долевом строительстве (в 2016 году - 7 942), т.е. почти по каждому седьмому договору долевого участия сменился дольщик.

Ипотеки в 2017 году зарегистрировано 96 437, что на 20,4% больше, чем в 2016 году (80 116). При этом ипотеки жилья зарегистрировано на 24,8% больше, чем в 2016 году - 53 889 (в 2016 - 43 194).

Количество зарегистрированных прав собственности и иных вещных прав в отношении объектов жилого фонда осталось практически на уровне прошлого года (разница – около половины процента) и составило 281 209 (в 2016 году – 279 691). В то же время:

  • увеличилось на 9% (96 665) по договорам купли-продажи /мены (в 2016 – 88 726);
  • снизилось на 25% (21 027) на основании договоров приватизации - договоров передачи жилья в собственность граждан (в 2016 – 28 057);
  • увеличилось на 21% (46 766) на основании договоров участия в долевом строительстве (в 2016 – 38 716).

Практически в два раза увеличилось количество заявлений о государственной регистрации прав, поданных в электронном виде через портал Росреестра. Всего в 2017 году поступило 35 883 заявлений, в то время как за 2016 - 18 166.

Общее количество поступивших на обработку экстерриториальных (принятых в других субъектах РФ по объектам недвижимости Санкт-Петербурга) заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете в 2017 превысило 5 тысяч. Принято в Санкт-Петербурге экстерриториальных (по объектам недвижимости, расположенным в других субъектах РФ) заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете  - порядка 7 тысяч заявлений.

(Возможность экстерриториальной подачи заявлений и документов предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).


Состоялась горячая телефонная линия по вопросам поступления на государственную гражданскую службу

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию «Как поступить на государственную гражданскую службу в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу». На вопросы граждан отвечала заместитель начальника отдела государственной службы и кадров Урусова Светлана Андреевна.

Приводим ответы на некоторые из поступивших вопросов.

Вопрос: Как поступить на государственную гражданскую службу, и какие существуют требования к претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы?

Ответ:  Поступление на государственную гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».  Поступить на государственную службу могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление на должности старшей и ведущей групп должностей государственной гражданской службы осуществляется посредством проведения конкурса. Информация о проведении конкурса в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу размещается в региональном блоке на официальном сайте Росреестра rosreestr.ru, а также в подразделе «Кадровое обеспечение» раздела «О Росреестре».

Вопрос: Существуют ли для работника ситуации, не совместимые с прохождением государственной гражданской службы?

Ответ: В статье 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  закреплён перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Указанным Федеральным законом установлено более 10 таких ограничений. Кроме того статьей 17 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  установлены  запреты, связанные с государственной службой. Таких запретов установлено в общей сложности порядка двадцати видов, к примеру: заниматься предпринимательской деятельностью.

Несоблюдение связанных с прохождением гражданской службы ограничений и запретов влечет для служащего дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любым гражданским служащим, независимо от замещаемой им должности гражданской службы, ее категории и группы.

О фактах несоблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, установленных законодательством, а также о фактах коррупционных проявлений в действиях гражданских служащих и фактах конфликта интересов в действиях (бездействии) гражданских служащих Управления Росреестра по Санкт-Петербургу можно сообщить по специальному «телефону доверия», который работает круглосуточно в автоматическом режиме. Телефон оснащен системой записи поступающих обращений. Обращаем внимание, что с 1 января 2018 номер «телефона доверия» изменился. Новый номер: (812) 654-64-35. Электронное обращение можно направить посредством  официального сайта Росреестра rosreestr.ru в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» раздела «Противодействие коррупции».


Вопросы  административной ответственности арбитражных управляющих обсудили на горячей телефонной линии в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело очередную горячую телефонную линию «Административная ответственность арбитражных управляющих». В течение двух часов на вопросы горожан отвечала начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Елена Ивановна Груздева.

Приводим ответы на некоторые из поступивших вопросов.

Вопрос: Когда вступают в силу изменения в КоАП РФ в части привлечения саморегулируемой организации арбитражных управляющих за  нарушение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих?

Ответ: Отдельные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и КоАП РФ в части регулирования деятельности СРО арбитражных управляющих вступили в силу  29 октября 2017 года.

Вопрос: За какие нарушения законов можно привлечь СРО  арбитражных управляющих к административной ответственности?

Ответ: Арбитражный управляющий в силу своего правового статуса действует помимо административной ответственности СРО, установленной ст.14.52 КоАП РФ,  за нарушение обязанностей по раскрытию информации. С 29 октября 2017 года вступили в силу изменения в КоАП РФ (ст.14.52.1), в соответствии  с которыми установлена административная ответственность СРО арбитражных управляющих за:

  • нарушение установленных порядка, срока или периодичности созыва общего собрания членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • нарушение требований к размеру, порядку формирования, размещению и расходованию средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в том числе осуществлению компенсационной выплаты;
  • нарушение установленных порядка, срока или периодичности проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов;
  • нарушение установленного порядка проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего либо воспрепятствование свободному доступу заинтересованных лиц к проведению такой процедуры выбора;
  • прием в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих лица, не соответствующего установленным требованиям, или непринятие мер по исключению такого лица из саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • нарушение установленных порядка применения мер дисциплинарного воздействия или порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • представление в арбитражный суд или собранию кредиторов кандидатуры арбитражного управляющего, не соответствующего установленным федеральным законом требованиям, либо представление в арбитражный суд недостоверной информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего установленным федеральным законом требованиям.

Вопрос: Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.52.1?

Ответ: В соответствии со ст.23.86 КоАП РФ дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 14.52.1 рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.


Петербуржцы задали вопросы о надзоре в области геодезии и картографии

Функция по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии возложена на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии и ее территориальные органы. Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется в форме мониторинга, организации и проведении плановых и внеплановых проверок субъектов геодезической и картографической деятельности, а также в иных формах. Надзор осуществляется  с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии.

В целях повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам  федерального государственного надзора в области геодезии и картографии Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу была проведена «горячая телефонная линия». В течение двух часов на вопросы заинтересованных лиц отвечал заместитель начальника отдела геодезии и картографии Сергей Зиновьевич Рожнов.

Приводим  некоторые ответы на вопросы.

Вопрос: Что проверяется при проведении плановой проверки?

Ответ: В соответствии с п. 2 статьи 22 ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных…» от 30.12.2015 № 431-ФЗ  и п. 3 «Положения о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2016 г. N 1084, федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется:

  1. за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам, включая соблюдение установленных требований к геодезическим сетям специального назначения, в том числе сетям дифференциальных геодезических станций;
  2. за соблюдением требований к обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также пунктов геодезических сетей специального назначения, включая сети дифференциальных геодезических станций;
  3. за отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований на картах, планах, в официально изданных атласах в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме;
  4. за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных и иных указателях;
  5. за соблюдением порядка установления местных систем координат.

При осуществлении федерального государственного надзора в области геодезии и картографии проверяется, каким образом юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении геодезической и картографической деятельности выполняют требования федерального законодательства, инструкций, норм, правил, технических требований и других нормативных технических документов в области геодезической и картографической деятельности.  

В связи с тем, что одной из важнейших задач государственного регулирования является обеспечение высокого качества выполняемых геодезических и картографических работ, основным критерием оценки деятельности субъекта геодезической деятельности при проведении Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу плановых проверок является наличие Системы контроля качества работ. 

Вопрос: Как часто проводятся проверки по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии в отношении малых предприятий? Можно ли исключить проверку в отношении малого предприятия из ежегодного плана проверок Росреестра?

Ответ: Плановые проверки по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разработанных Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу и согласованных с Прокуратурой Санкт-Петербурга ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральным аппаратом Росреестра и его территориальными органами размещается на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба».

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства (за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 этого Федерального закона), с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки не проводятся.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489".

Вопрос: Если поступила жалоба на действия юридического лица или индивидуального предпринимателя, будет ли она являться  основанием для проведения внеплановой проверки?

Ответ: Решение о проведении внеплановой проверки принимается только в случаях, если жалоба от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации содержит информацию о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В остальных случаях внеплановая проверка не проводится в связи с отсутствием оснований.

Вопрос: Проводятся ли плановые проверки в отношении кадастровых инженеров?

Ответ: Кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица, либо принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.ст.32, 33 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости»). Основанием для проведения плановой выездной проверки является ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, плановая проверка проводится не в отношении конкретного кадастрового инженера, а в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии, работниками которых являются кадастровые инженеры.


          29 декабря 2017 года Управление Росреестра по Санкт-Петербургу проводит горячую телефонную линию

Тема горячей линии: «Как поступить на государственную гражданскую службу в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу».

29 декабря 2017 года на звонки по телефону 400-04-50 с 10.00 до 12.00 часов ответит заместитель начальника отдела государственной службы и кадров  - Урусова Светлана Андреевна.

В ходе горячей телефонной линии можно будет получить информацию о прохождении государственной гражданской службы в Управлении, о проведении конкурсных процедур на замещение вакантных должностей, о запретах и  ограничениях для государственных гражданских служащих в рамках  антикоррупционного законодательства.


Услуги Росреестра в МФЦ

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает, что подать заявления и запросы  в целях получения услуг Росреестра можно в любом офисе МФЦ, в удобное время. При необходимости, имеется возможность предварительной записи.

Многофункциональные центры «Мои документы» работают по принципу «одного окна». При этом услуги Росреестра – самые востребованные среди государственных и муниципальных услуг.

МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов
по основным государственным услугам Росреестра:

  • постановка на кадастровый учет объектов недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество (в том числе в рамках единой процедуры кадастрового учета и регистрации прав);
  • предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

В настоящее время 99% документов в бумажном виде поступает в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу посредством офисов МФЦ.

Очевидные преимущества:

  1. Удобное расположение. МФЦ – разветвленная сеть, насчитывает 58 офисов, удобно расположенных в Санкт-Петербурге, в шаговой доступности к дому и месту работы.
  2. Без очередей. Более 1000 окон приема-выдачи документов позволяет соблюдать комфортное время ожидание заявителя в очереди.
  3. Удобный график работы. МФЦ работают 7 дней в неделю, в том числе в выходные дни и вне рабочего времени.
  4. Работа по принципу «одного окна». Не нужно посещать разные инстанции и ведомствам, подать и получить документы можно в одном месте сразу по нескольким услугам.
  5. Нет необходимости оплачивать услуги посредников.
  6. Снижается риск коррупции. Внедрение «бесконтактных технологий», исключает влияние коррупционной составляющей. Обращение в МФЦ позволяет заявителю самостоятельно подать документы и не зависеть от действий чиновника, таким образом свести к минимуму влияние человеческого фактора.
  7. Для юридических лиц, обращающихся в Росреестр с большим количеством документов, есть возможность подать документы в офисе МФЦ по адресу  Полюстровский пр., д.60, в т.ч. по предварительной записи.

Телефон Городского Центра телефонного обслуживания МФЦ: 573-90-00.

Телефон предварительной записи: 576-26-74

(пн - чт с 09.00 до 18.00,  птс  09.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00).


15 декабря 2017 года состоится горячая телефонная линия по вопросам надзора в сфере геодезии и картографии

15 декабря 2017 года с 10.00 до 12.00 часов  Управление Росреестра по Санкт-Петербургу проводит горячую телефонную линию «Осуществление федерального государственного надзора в сфере геодезии и картографии».

Государственная функция по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии возложена на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии и её территориальные органы. Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется в форме проверок – плановых и внеплановых.

В отношении кого проводятся проверки? Как узнать о включении в ежегодный план проверок? Что подвергается проверке? На эти и другие вопросы 15 декабря 2017 года с 10.00 до 12.00 часов   по телефону 449-01-32 будет отвечать заместитель начальника отдела геодезии и картографии Сергей Зиновьевич Рожнов.

Контакты для СМИ

отдел организации и контроля Управления  Росреестра по Санкт-Петербургу

pr@gbr.ru

190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1170


Как уберечься от мошенников

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает, что существуют несложные правила, которые могут защитить недвижимость и уберечь добропорядочных граждан от мошеннических действий.

1. Каждый владелец недвижимого имущества вправе подать заявление в орган регистрации прав о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного другим лицом на государственную регистрацию прав на эту недвижимость.

Заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника можно подать в электронном виде в личном кабинете Росреестра (сервис расположен на главной странице сайта ведомства). Обратиться с таким заявлением также можно лично в МФЦ.

2. Покупателю недвижимого имущества целесообразно до совершения сделки получить выписку об объекте недвижимости из ЕГРН.

3. При планировании покупки стоит проверить историю объекта недвижимости и документов в следующих случаях:

•          квартиру продают по доверенности. Необходимо удостовериться, что собственник на самом деле хочет продать квартиру. Действительность доверенности можно проверить через специальный сервис на сайте Федеральной нотариальной палаты;

•          покупателю предоставили не оригиналы документов, а их дубликаты или копии. В этом случае документы могут оказаться поддельными и настоящие владельцы могут не подозревать, что их собственность продается. Целесообразно связаться с владельцем лично и удостовериться, что именно он собственник недвижимости;

•          покупателя торопят с подписанием документов или квартира продается необоснованно ниже обычной рыночной цены;

•          квартира сменила несколько владельцев в течение короткого срока.

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу рекомендует принять дополнительные меры по проверке истории объекта недвижимости до заключения сделки.


Основные причины приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В рамках работы по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 №147-р, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу продолжает уделять особое внимание снижению количества приостановлений и отказов в проведении государственной регистрации прав. Целевой моделью «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» установлено снижение до конца 2017 года доли приостановлений при регистрации прав до 6,6%. По итогам 9 месяцев 2017 года Управлению удалось достичь указанного показателя, эта доля  составила 6,2%.

Специалисты отдела регистрации недвижимости по Красногвардейскому району Управления Росреестра по Санкт-Петербургу провели анализ причин, по которым государственными регистраторами в 3 квартале 2017 года были приняты решения о приостановлении или отказе в осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость.

Основания для приостановления государственной регистрации, в том числе следующие:

  • форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
  • не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  • представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
  • не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Следует обратить внимание, что право собственности, зарегистрированное до 31.01.1998 г.  (дата вступления в силу N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является ранее возникшим, и записи о регистрации  таких прав, совершенные  до 31.01.1998г.,  не являются записями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Поэтому при отчуждении объекта недвижимости (совершении сделок купли-продажи, дарения, мены), либо обременении (аренда, наём, ипотека), такое право должно быть обязательство зарегистрировано  в ЕГРН.

Совет: Для регистрации ранее возникшего права необходимо представить подлинник правоустанавливающего документа (к примеру: договор купли-продажи, дарения, приватизации), на основании которого было зарегистрировано право до 31.01.1998г.,  его копию, а также заявление о проведении государственной регистрации ранее возникшего права.

В случае одновременной регистрации ранее возникшего права и его перехода на основании сделки, государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права не взимается.

В случае одновременной регистрации ранее возникшего права и его обременения на основании сделки, государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права взимается в размере, равном половине от установленного налоговым законодательством за государственную регистрацию прав.

Значительная часть  выявленных замечаний, препятствовавших положительному решению о регистрации права, вызвана  ненадлежащей подготовкой  документов, а именно:

Купля-продажа:

  • В договоре отсутствуют  полные  данные о продавце/покупателе, позволяющие идентифицировать физическое лицо и внести сведения в ЕГРН (в отношении физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, - фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность);
  • Договор, выполненный на нескольких листах,  не подписан надлежащим образом (отсутствуют подписи сторон или стороны договора), не является целостным (не произведена сшивка документа,  не имеется подписей сторон на каждом листе договора);
  • Договор купли-продажи доли в праве собственности на недвижимое имущество составлен в простой письменной форме, тогда как подлежит обязательному нотариальному удостоверению (в соответствии с частью 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля  2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению);
  • В договоре купли-продажи не согласовано условие о цене, т.е. имеется несоответствие суммы договора  в числовом и буквенном выражении. К примеру: в договоре указано «2 300 000 (два миллиона триста) руб.», тогда как верно: «(два миллиона триста тысяч руб.)»;
  • Не представлено заявление на  регистрацию ипотеки в силу закона (при регистрации прав на основании договора купли-продажи с привлечением кредитных средств);
  • Не представлен кредитный договор (при регистрации прав на основании договора купли-продажи с привлечением кредитных средств);
  • Не представлен договор займа и документы, подтверждающие передачу средств по договору займа (при регистрации прав на основании договора купли-продажи с привлечением средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение или строительство жилого помещения);
  • Не представлена закладная (при регистрации прав на основании договора купли-продажи с привлечением кредитных средств), в случае, если выдача закладной по условиям кредитного договора должна быть произведена одновременно с регистрацией права собственности и ипотеки в силу закона.

Совет: Следует обратить внимание на договоры купли-продажи, по  условиям которых оплата по договору будет произведена после передачи объекта недвижимости покупателю.

В соответствии   с п.5 ст. 488 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.

Таким образом, если стороны в договоре не предусмотрели иное, по умолчанию, если объект передан, а деньги будут выплачены через некоторое время, возникает ипотека в силу закона, и она должна быть зарегистрирована на основании заявления о регистрации ипотеки в силу закона.

Однако, если же стороны  согласны, что ипотека в силу закона в этом случае  не будет возникать, это условие должно быть прописано в договоре.

Погашение ипотеки:

В  соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ (далее – Закон об ипотеке), регистрационная запись об ипотеке  погашается на основании  заявления владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя, заявления залогодателя с одновременным представлением закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, либо решения суда, арбитражного суда или третейского суда о прекращении ипотеки.

Причины отказов в погашении  записи об ипотеке:

  • за погашением записи об ипотеки обращается только одна сторона (залогодатель), а заявление залогодержателя не представлено (вместо него предоставлено письмо Банка об исполнении обязательств);
  • не представлена закладная (в случае, если права залогодержателя были удостоверены закладной);
  •  на объект зарегистрировано несколько обременений – ипотеки по разным основаниям,  а представлено только одно заявление на погашение записи об ипотеке, и  из представленного заявления  невозможно установить, какую именно запись об ипотеке необходимо погасить.

Совет: если в отношении объекта недвижимости зарегистрировано несколько обременений – ипотеки, погашение каждой записи об ипотеке производится на основании отдельного заявления.

Специалистами Управления подготовлена очередная памятка  «Основные причины приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество» по итогам анализа 3 квартала 2017 года в рамках работы по снижению доли приостановлений при государственной регистрации прав. Памятка размещена в региональном блоке Управления Росреестра по Санкт-Петербургу на сайте Росреестра rosreestr.ru в подразделе «Статистика и аналитика» раздела «Открытая служба».


1 ноября 2017 года в Управлении Росреестра

по Санкт-Петербургу состоится горячая телефонная линия

1 ноября 2017 года в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу пройдет горячая телефонная линия «Пересмотр результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В ходе горячей линии граждане могут задать вопросы о процедуре пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, о перечне документов для обращения в комиссию по пересмотру результатов и др.

1 ноября с 14.00 до 16.00 часов на звонки по телефону 400-04-50 ответят: секретарь комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу Анна Павловна Шихова и заместитель председателя комиссии Дмитрий Анатольевич Барков.


Статистическая информация о деятельности

Управления Росреестра по Санкт-Петербургу

в учетно-регистрационной сфере

за 9 месяцев 2017 года

За 9 месяцев 2017 года в Санкт-Петербурге принято 799 408 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе  5 821 заявление о проведении единой учетно-регистрационной процедуры (возможность предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Общее количество выданных выписок, справок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), копий документов, уведомлений об отсутствии сведений, решений об отказе в предоставлении сведений   - 438 083.

Общее количество зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав, сделок  в Санкт-Петербурге по итогам 9 месяцев 2017 года составило  530 243, что на 36% выше аналогичного показателя  2016  года  (389 286).

Увеличилось на 5,8% общее количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве за 9 месяцев 2017 года (42 754) в сравнении с таким же периодом 2016 года (40 392). Кроме того в течение 2017 года зарегистрировано  6 259 договоров об уступке прав требования по договорам участия в долевом строительстве иным лицам (в 2016 году - 6155), т.е. почти по каждому шестому договору долевого участия сменился дольщик.

Ипотеки за 9 месяцев 2017 года зарегистрировано 64 903, что  на 15,2% больше, чем за аналогичный период 2016 года (56 354). Ипотеки жилья зарегистрировано 35 908, что на 19,8% больше, аналогичного периода 2016 года (29 971).

Количество зарегистрированных прав собственности и иных вещных прав в отношении объектов жилого фонда осталось практически на уровне 2016 года (уменьшилось незначительно - менее 1%) и составило 204 790 (за аналогичный период 2016 года  – 206 689). В то же время:

  • увеличилось на 8% (68 462) по договорам купли-продажи /мены (в 2016 – 63 430);
  • снизилось на 15% (18 436) на основании договоров приватизации - договоров передачи жилья в собственность граждан (в 2016 – 18 436);
  • увеличилось на 11,8% (31 372) на основании договоров участия в долевом строительстве (в  2016 – 28 061).

Существенно увеличилось количество  заявлений  о государственной регистрации прав, поданных в электронном виде через портал Росреестра. Всего за 9 месяцев 2017 года поступило  26 051 заявления, в то время как за аналогичный период  2016  - 8 905 заявлений, а за весь 2016 год – 18 166.

Общее количество поступивших на обработку экстерриториальных (принятых в других субъектах РФ по объектам недвижимости Санкт-Петербурга) заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете за 9 месяцев 2017 составило 2 799. Принято в Санкт-Петербурге экстерриториальных (по объектам недвижимости, расположенным в других субъектах РФ) заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете – 4 237. (Возможность экстерриториальной подачи заявлений и документов предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).


Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает о справочной службе Росреестра

Единая  справочная служба Росреестра – ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО) – 8-800-100-34-34 - предоставляет информацию об организации деятельности Росреестра.

Обратившись к оператору, можно получить следующую информацию:

  • Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги Росреестра;
  • Порядок и способ подачи запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги Росреестра, а также получения результата;
  • Адреса и телефоны офисов, где оказываются государственные услуги Росреестра;
  • Виды государственных услуг Росреестра;
  • Размер государственной пошлины и порядок оплаты государственной услуги,  банковские реквизиты для перечисления платежа (государственной пошлины), а также порядок возврата платежа (в случаях, предусмотренных законодательством);
  • Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги.

Кроме того, ВЦТО предоставляет справочную информацию в отношении:

  • Центрального аппарата Росреестр;
  • Территориальных органов Росреестра;
  • ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», его региональных филиалов,

а именно - почтовый адрес, адрес электронной почты, график приема заявителей, фамилии, имени, отчества руководителей.

Бесплатный федеральный номер

8-800-100-34-34

работает круглосуточно.


ВОПРОС – ОТВЕТ:  экстерриториальный принцип приема документов

на регистрацию прав и кадастровый учёт

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию по вопросам получения государственных услуг Росреестра по экстерриториальному принципу.

Вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает возможность предоставить заявления и документы в целях государственной регистрации прав и кадастрового учета, обратившись лично с документами  на бумажном носителе, независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Данная услуга Росреестра востребована заявителями. За 8 месяцев 2017 в Санкт-Петербурге принято 3581 заявление по экстерриториальному принципу в отношении  объектов недвижимости, расположенных в  Москве и Московской области, Ленинградской и Тюменской областях, республиках Якутии и Коми, Ставропольском и Магаданском краях, т.е. практически всех регионов Российской Федерации.

Некоторые ответы на поступившие вопросы.

Вопрос: Каков порядок подачи документов по экстерриториальному принципу?

Ответ: В настоящее время в Санкт-Петербурге прием документов в целях осуществления государственной регистрации прав и проведения кадастрового учета по экстерриториальному принципу, т.е. по объектам, расположенным не в Петербурге, а в других регионах Российской Федерации, организован по следующим адресам:

  • г. Сестрорецк, ул. Володарского, дом 31;
  • г. Кронштадт, ул. Советская, дом 45. 

Документы принимаются с понедельника по пятницу специалистами Филиала ФГБУ «ФКП Ростреестр» по Санкт-Петербургу только по предварительной записи. Предварительная запись осуществляется посредством официального сайта Росреестра rosreestr.ru в сети  интернет: подраздел «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием» раздела «Электронные услуги и сервисы». Сервис доступен для пользователей, авторизовавшихся  в Личном кабинете с использованием учетной записи Единого портала государственных услуг РФ (ЕПГУ) – gosuslugi.ru. Запись на прием по телефону не осуществляется.

Вопрос: Каков порядок предоставления документов по экстерриториальному принципу при заключении договора мены, если один объект недвижимости расположен на территории Санкт-Петербурга, а второй - в другом регионе?  

Ответ: В данной ситуации документы по объекту недвижимости, расположенному на территории Санкт-Петербурга, можно представить в любой Многофункциональный центр Санкт-Петербурга, а документы в отношении объекта, расположенного в другом регионе,  можно подать на территории Санкт-Петербурга в г. Сестрорецке  (ул. Володарского, дом 31) и г. Кронштадте (ул. Советская, дом 45).  Принятые в МФЦ документы по объекту недвижимости, расположенному на территории Санкт-Петербурга, затем на бумажном носителе передаются в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу. Документы, принятые по расположенному в другом регионе объекту, переводятся в электронный вид и направляются по специальным сетям связи в регистрирующий орган по месту нахождения объекта. Получать документы после проведения государственной регистрации прав нужно по месту подачи документов.

Вопрос: Кто проводит государственную регистрацию прав по объектам недвижимости, принятым по экстерриториальному принципу: региональное Управление, в чьих офисах ведется прием документов, или Управление по месту нахождения объекта? 

Ответ: Решение о проведении государственной регистрации принимается  государственным регистратором территориального органа Росреестра по месту нахождения объекта.

Вопрос: Каковы порядок оплаты государственной пошлины при предоставлении документов по экстерриториальному принципу и сроки рассмотрения документов?

Ответ: При предоставлении документов по экстерриториальному принципу в Санкт-Петербурге государственная пошлина оплачивается по реквизитам Управления Росреестра по Санкт-Петербургу. Сведения о реквизитах размещены на сайте Росреестра в блоке региональной информации (необходимо выбрать регион «Санкт-Петербург») разделов «Физическим лицам» или «Юридическим лицам»: подраздел «Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости», пункт меню - «Стоимость, реквизиты и образцы платежных документов», «Санкт-Петербург».

Сроки проведения государственной регистрации прав установлены ст. 16 Федерального Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», они являются едиными независимо от принципа экстерриториальности. Исключение составляют только документы, принятые по объектам, расположенным в городе Севастополе. Согласно информации Управления  государственной регистрации права и кадастра Севастополя, срок регистрационных действий составляет не более тридцати календарных дней, что установлено  п. 4.1 ст.7 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Вопрос: В каком виде принимаются документы на проведение кадастрового учета объекта недвижимости при обращении по экстерриториальному принципу?

Ответ: Кадастровый учет объектов недвижимости с 01.01.2017г. проводится на основании межевого плана (если это земельный участок) или технического плана (если это здания, сооружения, жилые дома, квартиры и иные объекты капитального строительства (ОКС), предоставляемого в виде оптического компакт-диска. Указанные требования установлены для всех обращений, связанных с кадастровым учетом на территории Российской Федерации, независимо от способа обращения  (часть 12 ст. 22, часть 2 ст. 23, часть 12 ст. 24 Закона № 218-ФЗ).


 Результаты деятельности комиссии по рассмотрению споров

о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу за 1 полугодие 2017 года

В 1 полугодии 2017 года проведено 7 заседаний комиссии
по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу
(далее – Комиссия), на которых рассмотрено 94 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

В отношении 63% заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости приняты решения в пользу заявителей, в отношении 34% заявлений приняты решения об отклонении заявлений, 3% заявлений отозваны заявителями до даты заседания Комиссии.

Количество заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотренных на заседаниях Комиссии в 1 полугодии 2017 года увеличилось по отношению к аналогичному периоду 2016 года на 43%. Увеличение количества обращений в Комиссию связано с переходом
в Санкт-Петербурге с 1 января 2016 года на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости.

При этом количество заявлений, не принятых к рассмотрению
в 1 полугодии 2017 года в связи с выявленными нарушениями требований действующего законодательства к представленным в Комиссию документам уменьшилось на 21% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Увеличение количества заявлений, принятых к рассмотрению,
связано с проводимым на постоянной основе информированием заявителей о порядке пересмотра кадастровой стоимости путем проведения ежеквартальных горячих телефонных линий, размещения публикаций
в средствах массовой информации, а также ежедневного телефонного консультирования заявителей.

Средний процент снижения кадастровой стоимости по результатам
решений Комиссии об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости за 1 полугодие 2017 года составил 39%, при этом максимальное отклонение кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости составляет 90%, минимальное – 5%.


Горячая телефонная линия:

подать документы на кадастровый учет и регистрацию прав по экстерриториальному принципу

15 сентября 2017 года Управление Росреестра по Санкт-Петербургу проведёт горячую телефонную линию. Тема горячей телефонной линии: «Порядок предоставления документов по экстерриториальному принципу на территории Санкт-Петербурга».

Вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает возможность предоставить заявления и документов в целях государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, обратившись лично с документами  на бумажном носителе, независимо от места нахождения объекта недвижимости.

15 сентября2017 года с 11.00 до 13.00 часовначальник КронштадтскогоотделаНаталья Александровна Гордееваответит на вопросы по телефону 400-04-50.

Контакты для СМИ:

отдел организации и контроля Управления  Росреестра по Санкт-Петербургу pr@gbr.ru

              190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1170


Управление Росреестра по Санкт-Петербургу об основных причинахприостановлений при подаче заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры

Вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает возможность подачи заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. Этой возможностью в 1 полугодии текущего года воспользовались более 3 тысяч заявителей, т.к. введение единой процедуры сокращает сроки и упрощает оформление  ряда объектов недвижимого имущества.

Анализ решений о приостановлениях  при предоставлении государственных услуг в рамках единой процедуры показал, что в некоторых случаях регистратор вынужден приостанавливать государственную регистрацию в связи с невнимательностью заявителя при подготовке пакета документов. Например,  государственная пошлина за регистрацию права произведена не в полном объеме или не тем лицом, отсутствует нотариально удостоверенная доверенность.   

Значительная часть решений о приостановлении связана с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о регистрации ранее возникшего (до 01.01.1998) права.    Проверить это можно, заказав выписку из ЕГРН.

В целях устранения причин, препятствующих принятию регистратором положительного решения, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу рекомендует  обращать внимание на следующее.

  • При образовании объектов недвижимости  подается  одно заявление на осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении всех образуемых объектов.
  • При подаче документов на регистрацию договора аренды (в т.ч. договора аренды части объекта) должно быть  зарегистрировано прекращение аренды с предыдущим арендатором того же объекта недвижимости. В случае регистрации договора аренды части объекта недвижимости,  соответствующая часть должна быть учтена в кадастре недвижимости, т.е. произведен кадастровый учет арендуемой части объекта недвижимости, либо  заявление на кадастровый учет арендуемой части подается ранее и (или) одновременно с регистрацией соответствующей сделки.
  • При подаче заявлений о внесении изменений в технические характеристики объекта недвижимости (в том числе уменьшение или увеличение общей площади объекта)  в представленных документах должны присутствовать сведения о причинах изменений характеристик, а также сведения о документах, подтверждающих правомерность выполненной перепланировки в соответствии с ЖК РФ. При этом с заявлением может  обратиться только собственник или доверенное лицо.

Ответы на вопросы о работе комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию «Пересмотр результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». В течение двух часов на вопросы горожан отвечала: секретарь комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу - Анна Павловна Шихова.

Приводим ответы на некоторые из поступивших вопросов.

Вопрос: Каким образом осуществляется прием заявлений о пересмотре кадастровой стоимости (далее – заявление) в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу при личном обращении?

  • С 01.08.2017 прием заявлений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу (далее – комиссия) при личном обращении осуществляется канцелярией Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика,  д. 10-12 (вход с Синопской набережной, местные номера телефонов для связи с канцелярией указаны на информационном стенде, расположенном возле телефонного аппарата у поста охраны).

График работы:

  • -четверг: с 10:00 до 17:00;
  • : с 10:00 до 16:00;
  • : с 13:00 до 13:45;
  • , воскресенье: не приемные дни.

Вопрос: Где можно ознакомиться с информацией о работе комиссии? Публикуются ли документы, принимаемые комиссией по результатам рассмотрения заявлений?

Ответ: Информация о работе комиссии размещается на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rosreestr.ru/site/ («Главная»/«Деятельность»/«Кадастровая оценка»/ «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости»/ «Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»); далее – сайт Росреестра).

В соответствии с требованиями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 (далее – Порядок), в течение пяти рабочих дней с даты заседания комиссии на сайте Росреестра публикуется информация о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний, принятые решения, а также обобщенная информация о принимаемых решениях, обновляемая не позднее первого числа каждого месяца.

Вопрос: Каков порядок рассмотрения заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости?

Ответ: В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998  

№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и Порядком заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления, при этом датой поступления заявления является дата его регистрации в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу.

В семидневный срок с даты поступления заявления секретарь комиссии направляет:

  • либо уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения;
  • либо уведомление о непринятии заявления к рассмотрению, если

заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения комплекта документов, указанных в статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости. При этом заявление и приложенные к нему документы возвращаются заявителю.


Электронная регистрация:

основные причины возврата документов, приостановлений, отказов

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу отметило существенное увеличение заявлений на государственную регистрацию прав, поданных в электронном виде посредством портала Росреестра rosreestr.ru. В 1 полугодии 2017 года поступило  13544 заявления, в то время как за аналогичный период  2016  года - 1025 заявлений, а за весь 2016 год – 18166.

Значительную часть пользователей сервиса электронной регистрации составляют нотариусы Санкт-Петербурга и клиенты «Сбербанка России». Проявляют большой интерес и активно подключаются к новым технологиям застройщики, кадастровые инженеры, органы государственной власти Санкт-Петербурга, горожане.

Преимущества  получения услуги регистрации прав на недвижимость в электронном виде очевидны:

  • экстерриториальный принцип (получение услуги в удобном для заявителя месте, в любом регионе, посредством устройства, имеющего доступ в сеть интернет);
  • информация об услугах сосредоточена на единой информационной площадке;
  • круглосуточная доступность портала (заявление можно отправить в любое время  суток, в праздничные и выходные дни);
  • отсутствие очередей;
  • встроенная система оплаты;
  • сниженный размер госпошлины;
  • дистанционные технологии исключают контакт с чиновником, снижают риск коррупции;
  • информирование гражданина об этапах рассмотрения заявления;
  • сокращение сроков рассмотрения документов и времени получения услуги заявителем.

Однако подача документов на регистрацию прав в электронном виде вызывает некоторые сложности как у сторон сделок, формирующих пакет документов самостоятельно, так и у профессиональных участников рынка недвижимости.

В рамках работы по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 №147-р, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу особое внимание уделяет снижению количества приостановлений и отказов в проведении государственной регистрации прав.

Анализ частых причин приостановлений (а впоследствии и отказов) проведения государственной регистрации прав или оставления документов без рассмотрения (возврата заявителям) выявил основные ошибки, совершаемые заявителями:

- неверно выбран повод обращения: к примеру, при регистрации договора долевого участия выбирается регистрация права собственности;

- пакет документов,  сформированный в электронном виде, подписан электронной подписью (ЭП) только одной из сторон сделки;

- представленные образы документов не соответствуют подлиннику (не соблюден масштаб, перевернуты образы документов, реквизиты документов  (подписи, печати и др.) не читаемы;

- отсутствует нотариальное удостоверение равнозначности электронной версии документа его бумажному варианту;

- электронный документ подписан ЭП иного лица (которое не подписывало бумажный вариант документа);

- в ипотечных сделках указывается, что право залогодержателя удостоверяется закладной, тогда как электронная закладная не предусмотрена действующим законодательством.

Для подачи заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП). ЭП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на сайте Росреестра, в Филиалах ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

Оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прав в случае подачи заявления в электронном виде необходимо  исключительно после представления документов на государственную регистрацию прав с обязательным указанием кода платежа.

Роман Владимирович Королев – начальник отдела государственной регистрации недвижимости в электронном виде Управления Росреестра по Санкт-Петербургу:

«Обращаю внимание заявителей, что только после получения подтверждения об уплате государственной пошлины в нужном размере документы поступают в работу, а заявитель получает на указанный в заявлении адрес электронной почты информацию о приеме документов на государственную регистрацию прав.

После принятия решения о проведении государственной регистрации заявителю по электронной почте направляется ссылка для скачивания документов, подтверждающих проведенную государственную регистрацию – электронная выписка из Единого государственного реестра недвижимости и/или файл договора с электронным штампом».


Статистическая информация о деятельности

Управления Росреестра по Санкт-Петербургу

в учетно-регистрационной сфере в 1 полугодии 2017 года

В 1 полугодии 2017 года в Санкт-Петербурге принято 512 970 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Принято 3 263 заявления о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в рамках «Единой процедуры» -  возможность одновременной подачи заявления на регистрацию прав и кадастровый учет предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Существенно увеличилось количество  заявлений  о государственной регистрации прав, поданных в электронном виде через портал Росреестра. В 1 полугодии 2017 года поступило  13 544 заявлений, в то время как за аналогичный период  2016  - 1025 заявлений, а за весь 2016 год – 18 166.

Общее количество зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав, сделок  в Санкт-Петербурге по итогам первого полугодия 2017 года составило  324 778, что на 26% выше аналогичного показателя  2016  года  (257 117).

Количество зарегистрированных прав собственности и иных вещных прав на объекты жилого фонда уменьшилось на 5,4% и составило 134 363 (за аналогичный период 2016 года  – 142 060), в то же время:

  • увеличилось на 3,3% (44 289) по договорам купли-продажи /мены (за аналогичный период 2016 – 42 863);
  • уменьшилось на 8,4% на основании договоров участия в долевом строительстве и составило  16 964 (за  аналогичный период  2016 года - 18 529);
  • снизилось на 4,3% на основании договоров приватизации, т.е. договоров передачи жилья в собственность граждан – в 1 полугодии 2017 году  и составило 15 763.

Общее количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве в первом полугодии 2017 года уменьшилось  на 9% (25 611) по отношению к первому полугодию 2016 года (28 095).

В первом полугодии  2017 года зарегистрировано ипотеки 39 988, что  на 12% больше, чем за аналогичный период 2016 года (35 683).

Ипотеки жилья зарегистрировано 21676, что на 21,3% больше, аналогичного периода 2016 года (17 876).

Количество внесенных в (ЕГРН) записей о невозможности государственной регистрации права на объект недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя на основании заявлений правообладателей в 1 полугодии 2017 года увеличилось в 4,3 раза и составило – 20 822 (за аналогичный период 2016 года – 4 834).

Общее количество выданных выписок, справок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), копий документов, уведомлений об отсутствии сведений, решений об отказе в предоставлении сведений   - 298 069.


О необходимости переоформления лицензий

на осуществление геодезических и картографических работ

С 01.01.2017 законодательством Российской Федерации были установлены новые правила лицензирования геодезической и картографической деятельности, а также был изменен подход к осуществлению лицензионного контроля в данной сфере.

В связи с этим, ранее выданные Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения на виды деятельности, наименования которых в новом «Перечне выполняемых работ, подлежащих лицензированию», изменены, подлежат обязательному переоформлению.

Однако в течение 1 полугодия 2017 лишь около половины всех организаций, которые обязаны были переоформить лицензию, выполнили это требование законодательства.

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу рекомендует всем лицензиатам во избежание нарушений при осуществлении видов работ, наименования которых с 01.01.2017 изменились, переоформить лицензию.

Для этого организациям-лицензиатам необходимо подать в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу соответствующее заявление в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона о лицензировании и пунктом 9 «Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 и по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации от 08.06.2012 №П/238 (в редакции приказа Росреестра от 16.11.2015 № П/591).

Если имеются вопросы, то:

- ознакомиться с информацией о лицензировании геодезической и картографической деятельности, а также с реестром выданных лицензий можно на официальном сайте Росреестра в разделе «Лицензирование геодезической и картографической деятельности»;

- получить консультацию по вопросам предоставления и переоформления лицензий можно по телефонам отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Санкт-Петербургу: 449-01-31; 449-01-61 или направить вопросы по электронной почте – ogk.rosreestr.spb@yandex.ru.